Интересные факты:

Интернет И Прямой Эфир – Смена Парадигм?

С 5 по 8 ноября в Рош Пине состоится Девятый фестиваль телевидения. В течение этих дней в рамках фестиваля будут проведены лекци...

Интервью дня:

Сморигин и Танкович: Мы слишком молоды для Камеди Кл

Евгений Сморигин и Дмитрий Танкович - два кавээнщика из белорусской команды «ЧП». Дуэт веселых ребят появился еще 12 лет наза...

Из истории тв:

О том, как создавалась история появления ТВ

Сложно представить быт людей настоящего в отсутствии телевещания и привычных нам телевизионных приемников. Большинство людей уже...

Воскресенье Февраля 18 , 2018



Большое интервью с А.В.Масляковым

Персоналии - Интервью с представителями телевидения

  большое интервью с а.в.масляковым

Помните, у Маяковского: «Мы говорим — «Ленин», подразумеваем — «партия», мы говорим — «партия», подразумеваем — «Ленин»? Слегка перефразируя «агитатора, горлана-главаря» революции, можно с уверенностью констатировать: «Мы говорим — «Клуб веселых и находчивых» — подразумеваем «Масляков», и наоборот». Право же, они друг без друга, как Ромео без Джульетты, как встреча друзей без похмелья, как народные депутаты, в конце концов, без неприкосновенности. Три магические буквы КВН красуются даже на номере масляковского «мерседеса», а собственные инициалы — в названии творческого объединения «АМиК» (Александр Масляков и компания), которое и поставляет на телеэкраны СНГ интеллектуальную забаву миллионов.

Сегодня уже невозможно представить, что когда-то игры КВН вел другой человек — студент мединститута Альберт Аксельрод (потом он ушел писать диссертацию, и ему подыскали замену). Поначалу Саша Масляков не очень приглянулся редактору Белле Сергеевой. «Волосики торчат, глазенки бегают, невзрачный, унылый, все озирается, — вспоминала она, — но как только началась передача, приосанился, причесался, стал таким бойким...». В результате другие кандидатуры уже не рассматривались: вот, мол, он — настоящий талант от Бога.

По специальности выпускник Московского института инженеров транспорта Александр Масляков проработал ровно год и шесть дней. Потом были Высшие курсы работников телевидения, 18-рублевые гонорары за выпуск программы и ежемесячные знакомства с минимум пятью девушками, влюбленными в КВН и симпатягу-ведущего. Видимо, именно тогда, выходя на улицу, он привык натягивать кепочку, шарф и очки, а также невзлюбил шумные тусовки.

Сегодня на телевидении СНГ нет второго человека, которому бы, как Маслякову, удалось продержаться в роли ведущего 40 с лишним отнюдь непростых лет. В протянувшейся далеко за пределы бывшего Союза кавээновской империи он не просто формальный президент Международного союза КВН, а общепризнанный старейшина, деспот и вообще Александр Первый. Правда, если в советские времена для победы было достаточно веселья и находчивости, то теперь участники состязаются прежде всего в умении найти щедрых спонсоров. Некоторые экс-игроки утверждают, что бюджет на одну игру в высшей лиге доходит до 45 тысяч долларов (помножьте на количество команд, и вы поймете, какие недетские суммы там крутятся). Неудивительно, что популярные российские издания из тех, которые любят заглядывать в чужие карманы, занесли Маслякова в списки миллионеров. Впрочем, ему к слухам не привыкать...

Когда в прошлом году перед 65-летием Александра Васильевича кто-то запустил утку о том, что он собирается уйти на покой, кавээновские ряды содрогнулись, но тревога оказалась все-таки ложной. Да и могло ль быть иначе, если для Маслякова КВН — образ жизни, ее цель и средство? Здесь он когда-то встретил свою будущую жену, работавшую ассистентом режиссера, а его единственный наследник (Александр Второй, он же, как шутят кавээнщики, Сын Сыныч) после окончания МГИМО пренебрег ради КВН дипломатической карьерой. К фамильному делу пока не приобщены невестка Ангелина и годовалая внучка Таисия, но это, думается, вопрос времени...

Любопытно, что сам Александр Васильевич никогда в КВН не играл. В Клубе все происходит по известной формуле: президент знает, режиссер умеет, а дилетанты-игроки делают. Зато за минувшие годы Масляков дошутился до звания телеакадемика, премий «ТЭФИ», «Овация» и двух орденов: «За заслуги перед Отечеством» IV степени от Путина и «За заслуги» III степени от Ющенко. Похоже, что в шутках, как и в игре, главное — вовремя остановиться...

— Александр Васильевич, много лет наблюдаю за вами и поражаюсь: вы практически не меняетесь. Выглядите по-прежнему молодо — такое впечатление, что просто законсервировались. Как это у вас получается?

— Да никак — я, слава Богу, все-таки не похож на мальчишку, каким был, впервые попав на телеэкран, и не разделяю вашего оптимизма относительно своей персоны и внешности. Нормально выгляжу — не хуже, не лучше...

— Тем не менее то, что работаете с молодежью, видимо, сказывается...

— Именно так я всегда и говорю. Всю жизнь, на протяжении всей моей телевизионной карьеры, в основном приходится иметь дело с остроумными молодыми людьми, и я должен стараться, как минимум, им соответствовать.

— За глаза (да и в глаза тоже) вас называют Барином — почему?

— История давняя, как и многое (улыбается), что со мной связано. В только-только организованном объединении «АМиК» я оказался — так исторически сложилось — во главе, и когда у сотрудников-единомышленников в том небольшом коллективе, что у нас был (собственно, он небольшим и остался), в мое отсутствие возникли какие-то вопросы, кто-то пошутил: «Да ладно, вот приедет барин — барин нас рассудит». Ну а поскольку неясностей и проблем хватало, присказка прижилась. С тех пор и повелось... Думаю, никакого другого, подспудного смысла это прозвище не таит, и подводные течения искать тут не стоит.

— Хорошо, но культ Александра Васильевича Маслякова в КВН существует?

— Иронический? Ну куда ж без него?!

— В советское время удержаться на телевидении — тем более на Всесоюзном, Центральном! — было куда сложнее, чем сейчас. Вам это удавалось так долго — за счет чего? Вы знаете какие-то секреты?

— Может, это получилось как раз потому, что никаких секретов не знаю, ни в каких течениях, коалициях и противостояниях не участвую. Я просто профессионал и делаю то, что считаю нужным, — все.

— Были моменты, когда ваше дело висело на волоске и вы понимали, что вот-вот лишитесь эфира, после чего вас очень легко забудут?

— Честно говоря, столь драматических ситуаций припомнить не могу, хотя не скажу, что все было гладко и безмятежно... Особенно в 90-е годы, после известных пертурбаций в Союзе, на телевидении вообще и Центральном в частности. Не думайте, что я, как тот барин, лежал на диване и мне подносили эфир на блюдечке, — конечно же, нет. Определенные усилия прилагать приходилось, но опять-таки они были направлены не вовне, а внутрь — внутрь того дела, которым мы занимались. Мы старались достичь высокого уровня, стремились соответствовать и техническому прогрессу, и модным телевизионным течениям, которые всегда существуют. Впрочем, к сути КВН эти новшества отношения не имели — она как раз оставалась незыблемой.

— На телевидении много экзальтированных, даже порой истеричных ведущих, а вас отличает чувство собственного достоинства и глубокой иронии, даже улыбаетесь вы всегда достойно, красиво. Признайтесь, специально тренировались?

— Нет, просто со временем эмоции гаснут. Конечно, я уже не могу так непосредственно на все реагировать, как юный Саша Масляков, который только-только пришел на ТВ, но, в принципе, человек достаточно эмоциональный и даже взрывной. Ничего не попишешь: пришлось научиться себя сдерживать, поскольку кругом люди и вся работа состоит из общения с ними. Вспыльчивость может скорее помешать хорошим взаимоотношениям и делу, чем помочь.

— Представляю, сколько шуток — удачных и не совсем — вы слышали за 40 с лишним кавээновских лет. Не устали от этого непрерывного потока острот?

— Хороший юмор, ирония — это, на мой взгляд, как раз то, устать от чего нельзя. Смех и веселье не приедаются, тем более что меняются молодые люди, которые предлагают подчас иное видение юмора, — у каждого поколения оно ведь свое. Нынешние игроки по-другому шутят, двигаются и произносят текст, у них другие мозги — идет постоянный процесс обновления.

— Когда на канале «Ностальгия» показывают КВН 60-х годов, выглядит это, конечно, наивно, но вызывает исключительно добрые чувства. Волей-неволей обращаешь внимание на удивительные, какие-то светящиеся глаза тех самых первых веселых и находчивых. Вам не кажется, что и они были совершенно другие?

— Время, извините уж за банальность, вносит свои коррективы, и я всегда говорю: как живем, так и шутим. Какова жизнь, такие и глаза. Больше свободы — меньше свободы...

— ...больше смысла — меньше смысла...

— Вот именно. У нормальных людей все в глазах отражается, и изменения потому закономерны. Жизнь трансформируется, а с ней и какие-то наши внутренние возможности, шансы себя выразить. Все это настолько связано, что, по-моему, некорректно сопоставлять: а вот глаза тогда были такие, а юмор лучше, шутки остроумнее... Тогда мы были моложе, трава зеленее была, солнышко ярче светило...

— ...многого поди и не знали...

— Естественно, и, в общем, в этих самых глазах отражалось то, что было вокруг нас.

— Сегодня, на ваш взгляд, юмор стал глубже, смешнее?

— Чтобы исключить любые умозрительные заключения, сразу хочу предупредить: я не аналитик, не теоретик, а практик. Разложить теорию юмора по полочкам и проанализировать, как он меняется, вряд ли сейчас смогу, но перемены, конечно, есть: появляется больше возможностей, становится меньше ограничений. У нынешних молодых людей больше свободы, хотя это не всегда хорошо, не всегда, скажем так, на пользу. Отсутствие нормальных границ и рамок заносит порой не туда, куда умный бы человек брел, но опять-таки как живем, так и шутим.

— Вы сами-то над приколами кавээнщиков смеетесь?

— Если они смешные — конечно, а если не очень — нет.

— Бывает такое, что вроде и не следует хохотать, выдавать эмоции, но шутка настолько удачна, что вы просто не можете сдержаться?

— Поверьте, я не ставлю перед собой задачу сохранить невозмутимый образ, который вроде бы складывается. Веду себя как нормальный человек, где бы ни находился: на репетиции, когда только знакомлюсь с ребятами или в зале во время игры, на съемках программы. Если это комично, не посмеяться грех.

— Какая острота больше всего потрясла вас за эти годы?

— Ой, было бы странно, если бы я сейчас какую-то одну вдруг назвал. За столько лет слышал много удачных шуток и много неудачных, но поскольку КВН как телевизионная игра до сих пор существует, тешу себя надеждой, что удачные все-таки преобладали.

— Скажите, а как долго длится репетиционный процесс и возможен ли потом, в ходе самой игры, какой-то экспромт? Или это строжайше запрещено?

— Обычно на создание передачи уходит примерно неделя, а процесс общения, «притирки» команд и авторских коллективов с редакторами тянется несколько больше. Сначала он идет на уровне телефонов, факсов и емейлов, потом ребята приезжают в Москву или куда-то еще, и тут уже все мы: и я, и редакторы, и режиссер, — непосредственно с ними знакомимся, смотрим, что собираются они выдать на-гора. Если что-то нас не устраивает, об этом им говорим, стараемся найти общую точку зрения.

— Ну хорошо: наконец программа обкатана. Во время игры сюрпризы возможны?

— Конечно. Во-первых, как ни невелика в КВН доля импровизации, она все-таки существует, и потом, съемки передачи — это живое дело. Мы и снимаем ее, собственно, под прямой эфир: начиная со «здрасьте» и заканчивая «до свидания», — около двух часов с копейками.

— Бывали ситуации, когда ребята вдруг начинали говорить такое, что у вас холодок по спине пробегал: «Боже, что же они творят? Это ж нельзя, мы так не договаривались!»...

— Особого холодка не было, и вообще, что значит: льзя или нельзя?

— Ну представим: в зале сидит президент — предположим, Путин, — игроков понесло. Вы слушаете и понимаете: ему это оч-ч-чень не понравится...

— Нет, такого я не припомню. Во-первых, ребята, играющие в телевизионный КВН, — люди неглупые...

— ...и твердо усвоили правила...

— Смотря что понимать под правилами в КВН. В нем нет каких-то запретов...

— ...но есть хоть условие — например, не хулиганить?

— Конечно, веселые и находчивые обязаны держаться в рамках приличия: избегать грязи и сальных хохм, не шутить над человеком зло, даже если он заслуживает... Все остальное — пожалуйста.

— Может игрок вдруг нарушить этот неписаный кодекс? Ну, допустим, захочется ему перед девушкой покрасоваться...

— Исключено — таких случаев не было.

— Какая команда из играющих в КВН произвела на вас самое неизгладимое впечатление?

— Это как о шутках: «Александр Васильевич, назовите лучшую, которая вам запомнилась». Поймите, команд было очень много, сейчас их вообще немереное количество, и какую-то выделить... Я вообще стараюсь на подобные вопросы не отвечать, но если говорить о тех, что уже отыграли, — это и сборная Харьковского авиационного института, и ребята из Белорусского университета.

— «Одесские джентльмены», наверное...

— Была такая команда... Их море — все не перечислишь, и среди тех, что играют сейчас, интересных много. У одних с ходу все получается, у других не сразу, но выделять кого-нибудь из сегодня играющих, по-моему, нет смысла.

— Люди, имеющие непосредственное отношение к юмору, в жизни нередко довольно скучные, грустные, замкнутые, подчас даже занудные. Вы можете назвать себя веселым и находчивым?

— Я не скажу, что рубаха-парень, душа компании... Нет...

— ...хотя внешне именно такое впечатление производите...

— На то, что я буду тамадой и заводилой, компания может не рассчитывать, но чувство юмора, считаю, у меня есть. Как минимум, такое, которое, в общем-то, и позволяет справляться с армией кавээнщиков.

— Любопытно, а что категорически в эфир не пропускается? Вы предупреждаете команды, трогать какие темы им даже не стоит пробовать?

— Немного мы этой темы уже коснулись: можно шутить по поводу любого персонажа, но нельзя опускаться до грязи, хохмить о человеческой боли, о каких-то военных конфликтах...

— ...особенно о межнациональных...

— Ну, разумеется. Есть какой-то предел, который нормальный человек не переступит, шутит он или говорит серьезно. Это разумные ограничения, и кавээнщики с ними согласны — с пеной у рта убеждать никого не приходится.

— Существуют тем не менее шутки, реакцию на которые спрогнозировать трудно. Ну, скажем, когда шла война между Арменией и Азербайджаном, когда и та и другая стороны обижались буквально на любой невинный намек, как балансировали вы на тончайшей грани?

— Нам удалось довольно изящно пройти по лезвию, а ведь это была проблема, и очень серьезная, поскольку в одном сезоне играли и армяне, и азербайджанцы. Я знал, спинным мозгом чувствовал, что с обеих сторон существуют какие-то кланы, которые бы хотели придать этой игре политическую окраску, и когда обе команды вышли в финал, поступил очень просто. Вывел армян и азербайджанцев на сцену, поставил их рядом...

— ...и они встали?

— Конечно. Ребята и на репетициях бок о бок сидели, и дружили, и нормально общались, даже выпивали вместе. Это были живые люди, друзья-кавээнщики, главное для которых — игра, которую они любят, и когда они вышли на сцену, я сказал: «Ну что за глупость — выяснять, кто здесь первый, а кто второй: в конце концов, не это в КВН главное. Разве тут могут быть проигравшие? Нет, раз вы в финале, значит, уже победители, и давайте это отпразднуем». В результате все сложилось прекрасно. Был замечательный вечер, получилась удачная телевизионная передача, где все от души шутили и веселились. Я очень рад, что те, кто, по моим ощущениям, хотел на этой игре наварить какую-то политическую кашу, остались не у дел.

— Когда Советским Союзом руководил Горбачев и позднее, когда к штурвалу России встал Ельцин, шутить в их адрес можно было абсолютно по любому поводу, и никому за это ничего не было. Интересно, при президенте Путине с этим как обстоит?

— Начнем с того, что первый дружеский шарж на Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева появился именно в КВН — это было, если не ошибаюсь, на первом фестивале в Днепропетровске: съехались сотни три игроков, и ленинградская команда впервые пародировала Горбачева. Вы вот обмолвились, что тогда можно было сколько угодно хохмить в адрес лидеров — не скажите! Первые смельчаки идут, как по минному полю, — рванет или пронесет? У начальства был шок, у меня тоже, но это было так смешно, незло, симпатично и здорово, что осталось в телевизионной версии. Ну а потом шутить стало можно, и это продолжается до сих пор.

— Острить по поводу Путина можно, но вот нужно ли?

— Нужно, если шутка нормальная, человеческая, если в ней нет злобы. Президент Путин был у нас не на одной игре — последний раз приходил, когда мы праздновали 45-летие КВН, и не было случая, чтобы, видя Владимира Владимировича в зале, команды не фонтанировали в его адрес шутками, и праздничная игра не была в этом смысле исключением. Кавээнщики и хохмили старательно, и ВВ в его же присутствии изображали. Нет, никто никаких указаний, запретов и табу сверху нам не спускает.

— В зале, кроме Путина, наверняка присутствовали чиновники рангом пониже — они, небось, шеи сворачивали, пытаясь во все глаза разглядеть реакцию самого: смеется он или нет?

— Это было довольно сложно — президент сидел в первом ряду, а чиновников, как и прочих зрителей, усадили подальше, откуда путинского лица не видать...

— Ну а вы хоть украдкой наблюдали за его мимикой?

— С моего места вообще все хорошо видно, в том числе и лицо Путина. Он человек сдержанный, но с хорошим чувством юмора и очень адекватно, точно на все реагировал.

«Никто никаких указаний, запретов и табу сверху нам не спускает»

— Какие шутки в свой адрес больше всего его рассмешили?

— Боюсь предстать человеком, совершенно потерявшим память, но сразу-то и не вспомнишь... Была славная шутка о том, что за рождение второго ребенка выплачивают теперь 250 тысяч рублей. Одна из команд попросила: «Владимир Владимирович, а нельзя как-то подкорректировать ваш указ, чтобы и попытка тоже оплачивалась?».

— Мне говорили, что особенно пришлась по душе Путину шутка про жену Абрамовича...

— (Смеется). Она и вправду забавная. «Роман Абрамович разводится с женой. Та плачет: «Рома, пойми, больше я так не могу. У нас квартиры в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и Сиднее — я устала мотаться по миру и мыть полы. Ты вообще хоть раз ворошил деньги? Они же гниют снизу!». Путин весело и долго смеялся. Повторюсь: он адекватен, и я не могу сказать, что человек мучился. Обычно, по протоколу, президент отбывает определенное время, а потом уходит...

— ...государственные дела!..

— ...но тут он высидел все два с половиной часа, которые длилась съемка, и на прощание произнес короткий, но ударный спич. Судя по всему, Путину у нас понравилось. Я вижу и понимаю мотивы его прихода в молодежную аудиторию на популярную игру, но, помимо этого, не раз наблюдал, что он еще просто получает от зрелища удовольствие.

— В советское время, когда существовали многочисленные идеологические табу, тяжело было обходить острые темы?

— Конечно, тогда было куда сложнее, но в 60-е, когда меня занесло в КВН, я к его производству никакого отношения не имел. Я был молоденьким пареньком, который общался с кавээнщиками себе и другим на радость, вел популярную программу, был в полнейшем порядке, и остальное не очень-то меня интересовало. Другое дело, когда в 71-м дело дошло до закрытия КВН. Естественно, это была, ну, если хотите, трагедия для тех, кто передачу придумал и делал...

— Вам объяснили причину, по которой программу закрыли?

— Нет, никаких причин в то время не объясняли. Тогда все делалось во имя государственных интересов, и гражданам не полагалось ничего знать — они должны были верить.

— В советское время у каждой более-менее знаковой программы был свой покровитель на уровне Политбюро — то ли сам, то ли жена, то ли дети... У вас кто-то был, на кого вы могли опереться и кому в случае чего могли пожаловаться?

— Давайте все-таки КВН разделим, потому что у него как бы две жизни: до 71-го года (я тогда, повторюсь, был мальчишкой, и меня не сильно эти вопросы интересовали) и после 85-го, когда мы задумали Клуб возродить. Тут уж как одному из инициаторов возрождения, в итоге оказавшемуся у руля, мне пришлось походить по начальству — пообъяснять, что все это не так плохо и перестройка вроде бы началась... Начальник, он, правда, и есть начальник: он был из того, доперестроечного времени, и просто не мог понять, как такое возможно — с экрана телевизора устами молодых людей вышучивать все и вся.

— Кто в конце концов поддержал?

— Да нет, я не могу сказать, что кто-то поддерживал...

— ...спасибо, что не мешали...

— ...не могу назвать каких-то конкретных фамилий. При всей сложности моего общения с часто меняющимися в тот период телевизионными боссами, я считал, что это все-таки моменты рабочие и, если уж взялись мы за дело, надо попробовать довести его до победы. Не мешали — и это главное...

— Хорошо было с таким узнаваемым, раскрученным, как сейчас говорят, лицом заходить в высокие кабинеты?

— Вы знаете, теленачальники особо на лица не реагируют, тем паче когда речь идет о сотрудниках. С одной стороны, я был их подчиненным (какое уж тут лицо?), а с другой... Благодаря телеэкрану руководство достаточно продолжительное время меня знало, а со знакомым можно было себя не сдерживать, изъясняться в весьма жестких формулировках. Ну ничего, и это прошли...

— Несколько неэтичный вопрос: почему сегодня на российском телевидении такое низкое качество юмора?

— На российском телевидении разное качество юмора.

— Но преобладает все-таки пошлость, шутки, что ниже пояса...

— То же, подозреваю, и на украинском ТВ происходит — не думаю, что в Украине с юмором так уж благостно.

— Своего у нас практически нет — потребляем третьесортный российский...

— Такой подход не могу назвать правильным, хотя не мое это как бы дело. Нет, юмор у нас разный: кто-то шутит достойно и остроумно, а кто-то вульгарно и пошло... К сожалению, сегодня свободу самовыражения всяк трактует на свой лад, а свобода — это все-таки не анархия и индульгенция на бесстыдство... С другой стороны, дело тут не в носителях юмора как таковых, а в позиции того или иного телеканала, тех или иных телеруководителей, которые при существующей системе вольны делать то, что хотят. Будучи людьми умными и понимая, что хорошо и что плохо, на некоторые вещи они закрывают глаза...

— Ради рейтингов?

— Да, разумеется, — пошлость и продается лучше, и в изготовлении проще. К сожалению, низкопробный юмор более высокие дивиденды приносит.

— Как потребителя этой продукции, зрителя, вас не коробит, когда все это безобразие слышите с телеэкрана?

— (Улыбается). Как правило, я не смотрю то, что может меня покоробить.

— Счастливый человек!

— Это право на счастье есть у любого: хочешь — включи кнопку, хочешь — выключи...

— Интересно, а как рождаются у кавээнщиков шутки, кто конкретно их пишет? Говорят, для этих целей есть целый штат.

— Ну нет, пишут ребята сами. В идеале в команде должны быть и авторы, и актеры, но сейчас планка юмора поднята в КВН достаточно высоко, и это немножко усложняет игрокам жизнь. Иногда они действительно обращаются за помощью к авторам команд, которые сейчас уже не соревнуются, сошли с дистанции, а вообще выходцы из рядов кавээновских авторов очень востребованы на ТВ: пишут сценарии фильмов, сериалов и передач. Хуже, лучше — дело не в этом: приобщение выходцев из КВН (речь об авторах) к созданию медиапродукта телевидению только на пользу.

— Приходится слышать жалобы кавээнщиков на то, что у них часто крадут шутки, и в первую очередь называют фамилию Петросяна. Неужели такой плагиат действительно процветает?

— Начнем с того, что из наших ребят тоже не надо делать святых — команды и сами друг у друга иногда подворовывают...

— Я не хотел бы в очередной раз называть фамилию Петросяна и больше ее не назову, но факт заимствования профессиональными юмористами кавээновских шуток место имеет. Увы! К сожалению! Ребятам обидно, и я их понимаю...

— Когда смотришь очередной КВН, возникает резонный вопрос: а судьи кто? Понятно, что это, как правило, интеллектуалы, впитавшие в себя многие традиции Клуба, тем не менее из чего вы лично исходите, подбирая состав жюри?

— Во-первых, эти люди должны хорошо относиться к нашей игре как к таковой и желательно даже ее иногда посматривать. Во-вторых, должны представлять какой-то авторитет для самих кавээнщиков, быть известными, популярными...

— ...и иметь, наверное, тонкое чувство юмора...

— Ну, если КВН смотрят — с этим, значит, у них все нормально.

— Попадались среди приглашенных в жюри отдельные персонажи, у кого чувство юмора напрочь отсутствовало?

— В моей практике такое случилось лишь раз — фамилию этого человека называть не хочу. Я был просто в шоке, когда обнаружил, что на протяжении всей игры он не то что не засмеялся — даже веселой искры в глазах не промелькнуло. Потом этот суровый господин сказал: «Ну что ж, все было замечательно. Спасибо» — и ушел.

— Политик, наверное?

— Не буду давать наводки. Я, чтобы в собственных глазах реабилитироваться за то, что его пригласил, решил для себя, что смеялся он все-таки внутренне. Может, человек просто скрытный, не любит выставлять эмоции напоказ, с потаенным каким-то чувством юмора — не знаю, но больше таких случаев не было.

— Глядя на непроницаемое, твердокаменное, я бы сказал, лицо лидера Коммунистической партии России Геннадия Андреевича Зюганова, не скажешь, что и он когда-то играл в КВН...

— Тем не менее в студенческой юности он был капитаном кавээновской команды своего вуза.

— Много вообще знаменитостей вышло из КВН?

— Я бы такую формулировку — «вышли из КВН» — не использовал, хотя... История Клуба длинная, и многие попадали в кавээновский водоворот в школе или в институте. Так или иначе, они отдавали игре должное и вступали в другую, взрослую жизнь. Я вообще считаю, что идеальный кавээнщик тот, для кого КВН остался замечательным воспоминанием о молодости, о том, какая у них с друзьями была команда, как здорово было побеждать и как переживали они, проигрывая. Тех же, кто считает КВН некой стартовой площадкой, кто, поварившись в этом котле, чувствует себя большим профессионалом в актерской или других ипостасях, часто (значительно чаще, чем это хотелось бы!) ждет разочарование. На поверку человек оказывается не тем, кем себя представлял, позиционировал в собственных глазах, вдобавок КВН — это игра молодых людей. Поиграл

— ...и хватит!..

— ...и живи дальше.

— У вас нет ощущения, что из людей, которые в свое время принимали участие в телеКВН, образовалась некая закрытая каста — мафия, можно сказать?

— Нет, нет, абсолютно.

— Но с человеком, который раньше под вашим крылом играл, а сейчас стал, допустим, большим чиновником, личную проблему решить можете?

— Верите — даже не пробовал. Никогда.

— Хм, неужели экс-кавээнщик вам не поможет?

— Не знаю — я этого не практиковал. Честно!

— Сегодня мы видим на телеэкране целые группы артистов, которые начинали в КВН как любители, но затем перешли в профессионалы. Вы следите за своими питомцами из, например, «Камеди-клаба»?

— Нет, не слежу. Пытался было посмотреть самые первые выпуски этой программы, но они меня не устроили. Стало даже немножко стыдно за кавээнщиков, за то качество юмора, который они предлагали, и я потерял к их детищу всяческий интерес. Может, там что-то и изменилось с тех пор к лучшему или к худшему — не знаю, не готов отвечать.

— А что вы думаете о ребятах из «О. С. П.-студии»?

— Этот посткавээновский проект раньше всех появился, и, на мой взгляд, его создатели были и по-прежнему остаются самыми талантливыми и наиболее интересно работающими людьми.

— Мир телевидения очень жестокий и специфический — думаю, что вам, успешному человеку, который на протяжении 40 с лишним лет из года в год подтверждает высокий класс, отчаянно завидовали коллеги. Сталкивались вы с проявлением черной, омерзительной зависти?

— Эту тему я развивать не хотел бы, хотя готов согласиться: да, быть успешным тяжелее, чем неудачником. Если кому-нибудь не везет, телевизионщики могут пожалеть горемыку, как минимум, ему посочувствовать, а вот чужой успех они переносят сложно. (Пауза). Этим давайте и ограничимся...

— Понимаю, что следующий мой вопрос прозвучит, возможно, бестактно, но не могу его не задать, а вы, если не хотите, не отвечайте... Это правда, что в свое время вы отсидели срок за валютные махинации?

— Есть еще целый ряд вопросов, которые можно так же начать: «Это правда?..», — и любой, в общем-то, обыватель с удовольствием их продолжит. «Это правда, что вы были женаты на Светлане Жильцовой?», «Это правда, что..?» — и так далее. Немудрено: за столько лет возникло невероятное количество легенд, имеющих ко мне отношение...

Недавно для одного зарубежного действа мне понадобилось собрать кипу документов, в числе которых затребовали справку, подтверждающую, что на территории Российской Федерации никаких проблем с законом у меня не возникало.

Я был в недоумении, тем не менее ребята послали запрос, и соответствующие органы выдали бумажку, где написано черным по белому: на территории Российской Федерации я не сидел, не привлекался... Кто-то даже сказал мне: «Опубликуйте!», но я отказался. Зачем? Какой в этом смысл? Все равно скажут, что купил.

— Но не мог же, простите, слух ни с того ни с сего возникнуть — как-то же он родился, кто-то же его запустил!

— Лично я могу об этом только гадать. В 71-м году, когда КВН закрывался, появился фельетон о капитане команды, по-моему, стоматологического института. Если я ничего не путаю, он попался то ли с валютой, то ли с чем-то еще... В общем, что-то не так сделал: нечто запретное с собой повез или наоборот, и все увязалось в один клубок: ни Маслякова нет на экране, ни КВН («нашей любимой передачи»), плюс кого-то с чем-то поймали... Так и пошло-поехало: «А вот в той газете, помнишь?.. Какая разница, читал или краем уха слышал, — я тебе расскажу. Там напечатали...».

— Тем более что слухи тогда быстро распространялись...

— В то время возможности получить достоверную информацию практически не было — никто ничего не объяснял.

— Плюс популярные люди наперечет...

— Да, узнаваемых лиц было немного, и все слухи, которые могли прийти в голову впечатлительной публике, вокруг них клубились...

— Было обидно, когда слышали эти сплетни в очередной раз?

— По молодости лет версии, к которым имел якобы отношение, я даже считал, но когда их число перевалило за два десятка, плюнул на это дело и воспринимал шлейф слухов как должное. Ну не как должное — не тот термин, но как производственную необходимость, некую неизбежность для человека публичного.

— У вас репутация самого закрытого телеведущего, и интервью с вами практически нигде нет. Сознательно избегаете контактов с прессой?

— К сожалению (смеется), интервью все-таки появляются. Извините, что у вас в гостях говорю: «К сожалению», но я действительно не считаю себя ни высоколобым интеллектуалом, ни каким-то мессией, который может сообщить народу нечто такое, что будет востребовано и за что благодарные потомки скажут спасибо. Нормальный я обыватель, если хотите, — и все! Сказал уже то, что хотел сказать, ответил на все вопросы, которые вы мне задали, и уже пошел не по первому кругу. У меня стремления исповедоваться нет, а тем, кто более-менее прилично ко мне относится как к телевизионному персонажу, все понятно и ясно. Я не считаю необходимым множить свой образ в средствах массовой информации.

— Как я понимаю, на ведущей Светлане Жильцовой женаты вы не были — у вас замечательная супруга Светлана, которая является по совместительству кавээновским режиссером. Это правда, что именно она — мозговой центр компании «АМиК» и без нее Александр Масляков не был бы таким, каким мы его знаем?

— Без нее Александр Масляков точно не был бы таким, каков есть, поскольку в супружестве мы скоро уже 36 лет. Мне, правда, сложно на этот вопрос отвечать — Светлана может обидеться, если скажу, что не она...

— ...мозговой центр...

— Меньше всего я хочу нанести обиду любимой жене, тем не менее у нее другая в нашей игре ипостась. Света отвечает за телевизионную картинку, за съемки, а все, что происходит внутри, что касается собственно юмора, — это дело мое и редакторов.

— Ваш сын теперь тоже работает вместе с родителями...

— Вместе, но не совсем — на отдельном участке. На нем Премьер-лига КВН, и плывет он пусть и с некоторой нашей помощью, но самостоятельно. Саша — человек действительно независимый...

— Слышал, что при рождении вы хотели назвать его КВН?

— (Смеется). Очередной, извините, бред.

— Не сомневаюсь, что вы устаете: работы много, нагрузка большая. Как расслабляетесь? Правда ли, что отдыхаете за просмотром очередных выпусков КВН?

— Нет, не настолько сильно я устаю. Как и любого, физически работа изматывает, но не до такой степени, когда думаешь: «Видеть этого больше не хочу!». До таких крайностей я еще не доходил, хотя зарекаться не буду — может быть, и дойду. Отдыхаю же я просто — беру в руки книжки...

— ...редкость по нынешним временам!..

— ...занимаю какую-то обособленную территорию и предаюсь чтению — только и всего.

— Вы считаете себя состоятельным человеком?

— Я точно не бедный, но относить себя к богатым нет оснований.

— Я почему об этом спросил. По-разному складываются судьбы известных телеведущих, а недавняя кончина Валентины Леонтьевой в Богом забытой глуши, в Ульяновской области, оптимизма не добавляет. Лично вы задумывались когда-нибудь о том, что все могло пойти совершенно по другому сценарию?

— Моя жизнь еще не закончилась, и есть золотое правило: никогда не говори никогда. Каждому, впрочем, хочется верить, что его карьера завершится иначе.

— Умудренные опытом и наполненные до краев глубинными знаниями академики, конструкторы ракет, изобретатели время от времени (сам слышал) тихонько ворчат: «Какого-то мальчишку покажут по «ящику» — и он уже популярен, а тут целую жизнь пашешь, страну свою прославляешь, а кто меня знает?». Телевизионная слава — вещь зыбкая, иногда незаслуженная — вы чувствовали на себе ее негативное влияние, она кружила вам голову?

— Поверите ли, даже будучи мальчишкой, звездную болезнь я не подхватил. Тогда, во времена моей молодости, это было немодно...

— ...и неприлично...

— Зазнайство в чести не было, поэтому я счастливо миновал какие-то соблазны, а относительно того, что все зыбко... Да, неустойчиво — не только на телеэкране, но и вообще в жизни. Наверное, надо быть готовым к разного рода переменам, поэтому я придерживаюсь принципа древних: делай что должно, и будь что будет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интервью со звездой:

News image

Турчинский и Воля ушли из Смеха без правил

Павел Воля и Владимир Турчинский больше не будут вести юмористическое шоу Смех без правил на ТНТ. По некоторым данным, их заменят Алексей Смирнов ...

News image

Лера Кудрявцева: «Стервой меня считают ошибочно»

Не так давно ведущей Муз-ТВ Лере Кудрявцевой позвонила сама Алла Пугачева и пригласила вести «Песню года» вместе с Сергеем Лазаревым. И тогда Лера в...

News image

Антон Комолов

Действующее лицо: Антон Комолов Дата рождения: 4 апреля 1976 года (Овен) Место рождения: Москва Образование: Московский государственный тех...

Авторизация

Каталог телекомпаний:

News image

Первый канал. Всемирная сеть

ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть» (ПКВС) —дочернее предприятие «Первого канала», отвечает за распространение телевизионного сигнала Первого канала за пределами России, та...

News image

Бибигон (телеканал)

ФГУП ГТК Телеканал «Бибигон» — Первый российский детский телеканал. Входит в холдинг ВГТРК. Начал вещание 1 августа 2007 года. На...

News image

Телекафе

«Телекафе» — кулинарный канал, входит в пакет цифровых платных каналов «Цифровое Телесемейство». Производитель — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть». Шестой те...

Люди телевидения:

News image

Сергей Бабаев

Родился: 1976 г Образование: факультет журналистики МГУ Работал: администратором, ассистентом режиссера, режиссером, редактором, корреспондентом на НТВ, ведущим программ на НТВ-Плюс, корреспондентом на ТВ...

News image

Дмитрий Крылов

Родился на Дальнем Востоке в шлюпке во время морского шторма. Образование высшее - закончил ГИТИС по специальности режиссер эстрады. С 19...

News image

Елена Проклова

Родилась 2 сентября 1953 в Москве в семье преподавателя Военно-политической академии имени Ленина. С 1973 - актриса МХАТ (в настоящее время ра...