Что? Где? Когда? — интеллектуальная телепередача, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана 4 сентября 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей. Знатоки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.
Правила телеигры
Каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанных названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.
Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.
Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с поднятым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.
Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.
Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.
Вопросы
Общие сведения
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии.
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
Виды вопросов
…что находится в чёрном ящике
Обычный вопрос. Знатокам в словесной форме предлагается вопрос, присланный по почте одним из телезрителей. Вопрос выбирается при помощи волчка в стандартной форме. На обсуждение вопроса даётся одна минута, после чего знатоки должны дать ответ. Ответ даёт один знаток команды. Отвечающего определяет капитан.
Мультимедийный вопрос. Это вопрос, заданный с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка (также известная как «раздатка»). Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
Вопрос с предметом. Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
Вопрос с чёрным ящиком. Здесь требуется ответить, что находится в чёрном ящике, стоящем перед игроками. В редких случаях это может служить своего рода подсказкой, так как размеры ящика ограничены, и в нём явно не может лежать ничего абстрактного (хотя были случаи, когда ящик оказывался пуст, и отсутствие предметов в ящике было верным ответом, однако это является скорее исключением). Один раз в чёрном ящике лежал другой чёрный ящик (27 декабря 2008 года). Как вариант такого вида вопросов, если предмет не помещается в чёрный ящик, он находится за кулисами, о чём знатокам в большинстве случаев сообщается дополнительно.
Тринадцатый сектор. Знатокам предлагается вопрос, заданный пользователями сети Интернет на сайте 13.mts.ru за время трансляции игры. Вопрос выбирается компьютером случайным образом. Считается, что вопрос полностью непредсказуем и никто (даже редакторы) не знает ответа на вопрос вплоть до его объявления. Однако некоторые признаки, а именно: почти всегда корректные вопросы, начало приема вопросов за 20-80 минут до начала игры и т. п. наводят на мысль о том, что существует система модерации вопросов. Это также было подтверждено Борисом Крюком на последней интернет-конференции на сайте передачи.
Сектор «Зеро». 9 июня 2001 года сектор «Зеро» с тремя картами сыграл свою последнюю игру. В начале игры на сектор клались три стилизованных игральных карты со знаком «зеро». В случае выпадения сектора объявлялся раунд «интеллектуальное казино против знатоков», после чего ведущий Владимир Ворошилов выходил к игрокам и задавал один из вопросов, имевшихся на картах (в летних играх 2001 года без Ворошилова карты уносились в дикторскую). После смерти Владимира Ворошилова сектор был упразднён. Последний вопрос сектора «Зеро» выиграла команда сборной клуба, а на вопрос ответ дал Максим Поташёв.
Блиц (простой). Состоит из трёх более простых вопросов (в сравнении с обычными), но на каждый из них команда имеет 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Первоначально этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. Несмотря на сложность, «Блиц» периодически выигрывается знатоками (например, командой Б. Касумова в летней серии 2008 года).
Суперблиц — усложнённая версия блица, отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды, кто именно — решает капитан команды (в редких случаях волчок используется для жребия). Раунд крайне редко выигрывается знатоками (например, А. Козловым в финале 2008 года, до этого М. Поташёвым в 1997 году).
Решающий раунд. В том случае, если команда знатоков заработала 5 очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, команда может взять решающий раунд. В этом случае за столом остаётся наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. При этом обязательным условием является, чтобы в зале была абсолютная тишина и полное отсутствие обсуждения вопроса. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона.
Примеры вопросов
Перед вами древнеегипетская рукопись; в ней говорится про некоего раба: «Он в совершенстве слышит обоими ушами, честен и послушен». Этот текст рассматривается как один из ранних экземпляров… чего? (Ответ: рекламы).
Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей, легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? (Ответ: по цене. Черви стоят намного дороже).
По юмористическому календарю Беляева и Шталбера, «Если бы это утверждение было правдой, это не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите это. (Ответ: вино, «Истина в вине». Вопрос основан на сопоставлении фраз «Истина в вине» и «Горькая правда»).
Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов, обещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? (Ответ: опубликовал некролог Дьюмена).
В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? (Ответ: обещания не лгать).
Джером К. Джером сравнивал это с правительством, так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. (Ответ: погода).
Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? (Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил).
История
Владимир Ворошилов, создатель игры и продолжительное время её ведущий.
Днём рождения телеигры считается 4 сентября 1975. В тот день прошла одна игра, по иным правилам [1], по которым две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива[1].
В 1976 появился волчок[1]. Поначалу с помощью волчка выбирался не вопрос, а отвечающий игрок.
В 1976 игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба»[2]. Правда, первый выпуск игры вёл не В. Ворошилов, а Александр Масляков[3], ожививший позже проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили[2], не существовало минутного ограничения, каждый играл сам за себя, а не в команде[3].
Наконец, 24 декабря 1977 года игра обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос, и ограничение в одну минуту на обсуждение вопроса. В 1977 в игре появился её первый символ — филин Фомка[4].
Первые вопросы были придуманы самим В. Ворошиловым, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей.[5]. Известно[5], что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, поэтому Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями[5].
Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток»[6]. Теперь это слово стало привычным для описания участников игры, а клуб называется «клубом знатоков»[2].
Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
После распада Советского Союза в 1991 игра превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино»[7] (хотя место проведения игр не сменилось). Лозунгом игры стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом»[7].
Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский). С 1 декабря 2001 года знатоки больше не играют на деньги, ценность вопросов определяется с помощью телефонного голосования телезрителей. С 2008 года авторы вопросов, на которые не был дан верный ответ, получают оплату в соответствии с тем, каким по счёту из не взятых был их вопрос: автор первого вопроса, на который не был дан правильный ответ, получает 10 тысяч рублей, второго — 20 тысяч, и так далее; также в случае поражения команды телезрителей в первом раунде проигравший телезритель получает страховку 10 тысяч рублей, а каждый невыпавший вопрос (кроме 13-го сектора) получает компенсацию 10 тысяч рублей (в случае, когда не выпал блиц или суперблиц, автор каждого вопроса блица или суперблица получает 10 тысяч рублей). При этом в 2006—2007 году получали 1 рубль за каждый голос «вопрос нравится» и −1 рубль за каждый голос «вопрос не нравится», что было выгоднее (последний вопрос имел также фиксированную ставку 60 тысяч рублей).
После игра стала меняться, и эти изменения продолжаются до сих пор. 24 июня 1992 года появился новый сектор — ноль («зеро»), заменивший «зелёный сектор» с самой большой суммой, который был в 1991-м. Если указатель останавливался на этом поле, то ведущий выходил к публике с тремя карточками (позже игрался единственный вопрос), на которых были записаны его собственные вопросы, и показывал их команде. Делал он это в своей манере, и как-то раз игроки даже не могли понять, где же кончается вступление и начинается вопрос. Такой вариант игры Ворошилов называл «игрой интеллектуального казино против знатоков». В летних играх (19 мая — 9 июня 2001 года) при выпадении сектора «Зеро» новый ведущий зачитывал вопросы Владимира Ворошилова за кадром.
С 1 декабря 2001 года введён тринадцатый сектор (до этого в экспериментальных играх 2000 года он назывался «Интернет»). Если волчок покажет на него, то сыграть должен вопрос, случайным образом отобранный среди присланных через Интернет. Такие вопросы имеют свою специфику: ведущий до того, как знатоки дали ответ, не знает правильного ответа на вопрос, потому не может дать никаких комментариев. Свою первую игру 13 сектор сыграл 8 декабря 2001 года.
После смерти Владимира Ворошилова ([10 марта 2001]]) игру стал вести его пасынок Борис Крюк.[8]
В летних играх 2001 года (19 мая, 26 мая) его голос держался в секрете и обрабатывался с помощью компьютера, однако позже он раскрыл личность и стал вести передачу собственным голосом, выйдя к зрителям всего два раза — 26 октября 2007 года и 27 декабря 2008 года.
Игра проходит ежегодно четырьмя сериями (весенняя, летняя, осенняя и зимняя) и остаётся очень популярной (до 2002 года было две серии — летняя и зимняя). Весенняя, летняя и осенняя серия обычно состоит из 4 игр (3 отборочных и финал), зимняя — из 5 (добавляется «Финал года», в котором разыгрывается Бриллиантовая сова). Состав знатоков мало менялся на протяжении всей истории игры. Несколько самых старых игроков вышли из игры, другие пришли, но это был довольно медленный и незаметный процесс, за исключением нескольких случаев.
Начиная с 2000 в игре стали принимать новые знатоки, так что каждый сезон играла новая команда. Членов этих команд набирали из местных клубов, а после — по результатам игры по телефону, в течение которой все зрители должны были оценивать точность их ответов с помощью сотовых телефонов. Однако эти группы, не имевшие опыта командной игры, не очень хорошо выглядели на экране.
Сборная России — победители Кубка Наций 2007 года
В настоящее время существуют клубы любителей «Что? Где? Когда?» практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Клубы организуют игры по спортивной версии «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные чемпионаты, а также фестивали и турниры. Работа клубов регулируется Международной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Также издавалась газета «Игра», освещающая ключевые события в играх «Что? Где? Когда?» и «КВН».
Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «Брейн-ринга»
В игре предусмотрены паузы для отдыха знатоков. Они бывают двух видов:
Музыкальная пауза, когда команда выходит из домика в направлении стилизованной сцены, на которой происходит исполнение какой-либо из звёзд (приглашённой заранее) любой собственной песни. Как вариант возможно также приглашение группы или ансамбля. Такая пауза объявляется ведущим по истечении четырёх раундов (исключение — счёт 3:0).
Чайная пауза, когда распорядитель приносит на подносе и ставит на стол шесть чашек с уже налитым чаем, а также дополнительные коробочки с чаем и сахаром. Такая пауза объявляется ведущим по истечении семи или восьми раундов в зависимости от хода игры (естественно, если к тому времени ни одна из команд не одержала победу).
Повторы
На канале «Вопросы и ответы» повторяются сезоны «Игры бессмертных 1995», а также выпуски 2000, 2001, 2004 и 2005 годов.
На украинском канале К1 повторяются выпуски ЧГК некоторых лет.
На канале «Ностальгия» и «Ретро» повторяется выпуски с 4 сентября 1975 по 1991 года.
Прямой эфир
Особенностью игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей. Прямой эфир доступен только зрителям московского часового пояса. Телезрители других часовых поясов могут смотреть запись передачи недельной давности, но в более удобное время.
Призы и титулы телеигры
Совы
«Знак совы». Был вручён лучшему игроку финала 1980 года, которым был признан Александр Бялко.
«Хрустальная сова». Приз введён в 1984 году, в настоящее время вручается в каждой серии игр лучшему игроку из команды знатоков или лучшему игроку из команды телезрителей (в зависимости от того, чья команда победила); до 1990 года вручался раз в год лучшему знатоку и лучшему телезрителю.
Читайте: |
---|
Интервью со звездой:
Турчинский и Воля ушли из Смеха без правилПавел Воля и Владимир Турчинский больше не будут вести юмористическое шоу Смех без правил на ТНТ. По некоторым данным, их заменят Алексей Смирнов ... |
Лера Кудрявцева: «Стервой меня считают ошибочно»Не так давно ведущей Муз-ТВ Лере Кудрявцевой позвонила сама Алла Пугачева и пригласила вести «Песню года» вместе с Сергеем Лазаревым. И тогда Лера в... |
Антон КомоловДействующее лицо: Антон Комолов Дата рождения: 4 апреля 1976 года (Овен) Место рождения: Москва Образование: Московский государственный тех... |
История телевидения:
Современное состояние техники радиопередающих устройс |
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ |