Интересные факты:

Компьютерная программа телепередач

Интернет-телевидение, которое еще совсем недавно было чем-то диковинным, начинает превращаться в массовое явление. В некоторых с...

Интервью дня:

Олег Верещагин: «Я хотел быть гонщиком»

— Олег, какой у вас сейчас автомобиль и почему предпочли именно эту марку? — Сейчас у меня Mazda 6 в новом кузове. Переезжал ...

Из истории тв:

Юбилеи главного телецентра страны и регулярного цветн

Беседу ведет корреспондент Леонид Чирков. По тексту беседы в цветных окошках приведены выдержки из двух официальных документо...

Четверг Ноября 23 , 2017



Человек и паровоз

Персоналии - Интервью с представителями телевидения

  человек и паровоз

Алексей Учитель: Режиссер должен быть одержимым. Чтобы все нар площадке понимали: ими руководит монстр, который может посмотреть или сказать так, что мурашки по коже, и лучше не возражать

Новый фильм Алексея Учителя Край выдвинут от России на премию Оскар . Его премьера состоялась недавно на фестивале в Торонто, который обслуживает североамериканский кинорынок, считающийся лучшей стартовой площадкой для мирового проката. А сейчас начинается и российский прокат картины. До какого края может дойти в своей профессии режиссер, Итогам рассказал Алексей Учитель.

- Съемки Края , говорят, прославились нештатными ситуациями. Подтверждаете?

- Самый эффектный случай приключился в последний съемочный день. Май месяц, радостное настроение, снимаем ерунду. Машков протирает стекло, нам нужен был план через окно. Залезли на паровоз с камерами, кабели по рельсам тянутся. У всех предчувствие, что сейчас польется шампанское. Паровоз стоял под откос, на тормозах, и его как-то подперли башмаками. Вдруг он пошел по наклону, набирая скорость. А дальше был крутой поворот, то есть мы бы на нем вылетели с рельсов. Народ заорал, кабели оборвались. Кто-то уже начал выпрыгивать. И вскакивает к нам на ходу машинист Паша, он у нас был главным по всем паровозным делам, двухметрового роста, вечно в промасленном чем-то, уникальный человек. Остановил. Потом он сказал, если бы еще секунд десять - и все, необратимо.

- Вы человек камерный, эстетский. Масштаб событий всегда на уровне человека оставляете. Откуда вдруг эти гонки на паровозах?

- Вы думаете, здесь по-другому? Паровозы, конечно, дают постановочный размах. Но история тонкая, психологическая. В ней поворот не один, скажем, или два, а много очень интересных коллизий. Она для меня другая только в смысле масштабности съемок. И я мечтал об этом давно. Не потому, что мне хочется громоздкое кино снимать и бюджеты осваивать, а чтобы соединить масштаб и психологию. Чтобы была возможность ставить по-другому кадр, свободнее решать свои задачи и делать все по-настоящему - чтобы выглядело предельно документально. Но если вспоминать, с чего все началось, то это было мое знакомство с Александром Гоноровским. Первые на Луне сняты по его сценарию.

- Он принес вам готовую историю?

- Нет. Он принес страничку, и там - короткие предложения. Каждое уже как кино. Я выбрал две строчки. Гонки на паровозах - этого я ни в одном фильме не видел. И еще: молодая немка не знает, что все эти годы шла война. Вот с этих двух предложений он начал писать сценарий. Возникла замечательная история. С характерами, страстями, любовным треугольником. Она всех завела. С Машковым я до этого не работал, но мы общались. Позвонил ему и говорю: есть интересный сценарий. А он: передай через агента. Я немного покоробился, но послал. И приготовился ждать неделю-две. Через три часа - ответный звонок. Володя сказал, что готов. Единственное условие, которое я поставил, - сделать в этой роли нечто абсолютно другое, чем раньше.

- Об этом, наверное, любой актер мечтает?

- А может, и не любой. Для этого требуется огромное усилие. Надо преодолеть типажность, наработанные узнаваемые приемы. Машков полгода готовился к съемкам. Пересмотрел кучу военных фильмов. Поработал над телом не в смысле наращивания мышц, а чтобы стать сухощавым, человеком того времени. Когда были первые пробы, мы решили, что в фильме он будет коротко, почти наголо стриженным. Он говорит: давай я пойду постригусь. Я ему: полгода еще до съемок, зачем? А он побежал в первую попавшуюся парикмахерскую.

- Да уж, Машков по-прежнему чумовой парень.

- Чумовой. Но не только. Для меня он открылся совершенно с иной стороны. Он сидел на площадке и даже на выходные никуда не выезжал. Говорил, если пообщается с кем-то, сразу выйдет из этого состояния. Мы закончили съемки в мае прошлого года. Столько времени прошло, а он нигде не снялся. Говорит, не могу. Он очень отдается роли. Сильная эмоциональная отдача, конечно, требует потом сильного эмоционального прихода. А это могут дать только зрители. Им могу с уверенностью сказать: такого Машкова не было. И это лучшая его роль в кино.

- У него был дублер?

- Были, конечно, дублеры. Но сам он отказывался от них. И когда паровозом управлял, и когда с моста прыгал, а в реке Вуоксе страшное течение оказалось. Вода холодная, восемь градусов. Он должен был по команде приостановиться, и его в этот момент ловили. А Володя не услышал команды стоп - вода грохотала сильно. И проплыл дальше, а там пороги, камни... Наши каскадеры вытащили. А мы с Клименко стояли у камеры, ничего этого не замечая. Я еще крикнул сверху: почему так долго? Ведут Володю. Мокрый, в одеяле. Говорю: было неплохо, но надо еще. И вместо того чтобы сказать: Пошел ты... , он через пять минут был готов.

- Экий вы такой безжалостный...

- Но я же не знал об этой ситуации. Хотя... Если бы даже мне сказали, все равно попросил бы повторить. Это профессия.

- Я как-то прочитала ваши слова: ради фильма я готов на все.

- Все - это, конечно, условно. Но режиссер на съемках становится другим человеком. Иногда случаются даже перегибы.

- О, с этого места поподробнее.

- Ну, эти подробности не мне рассказывать. Держать в тонусе 150 человек много месяцев подряд очень непросто. Им тяжело: надо рано вставать, спать мало, ни семьи, ни близких не видеть. Режиссер должен быть одержимым. Чтобы все на площадке понимали: ими руководит монстр, который может посмотреть или сказать так, что мурашки по коже, и лучше не возражать. Это очень важно. Андрей Сергеевич Смирнов на съемках фильма Дневник его жены (я тогда был еще начинающим режиссером в игровом кино, а Смирнов играл у меня Бунина) мне сказал: запомните, режиссеры - это убийцы. Не буквально, конечно. Если в режиссере не будет одержимости, он не получит результата на экране - это раз, людей не удержит - это два. Действительно, никто ни в коем случае не должен почувствовать твоей неуверенности. Вот на съемках Края была сцена пожара в бане. Долго к ней готовились. Оттуда должны были выбежать двое. Один - Женя Ткачук, молодой актер. Будет звездой, я уверен. И с ним из массовки женщина. Почти обнаженные должны были выбегать из огня. Ну, массовку построили, объясняем задачу. Ночь, мороз сильный к тому же. Спрашиваем: желающие есть? В массовке было человек пятьдесят. Все сделали шаг вперед. Все.

- Что же это за массовка у вас была такая?

- Гениальная. Ей первой я написал отдельное спасибо в титрах. Мы ее собирали полгода.

- В фильме много спецэффектов?

- Компьютер, безусловно, применялся. Но гонки паровозов сделаны без дорисовки. Есть кадр, когда паровоз проскакивает мост, который за ним рушится. Там смесь монтажа и дорисовки. Но паровоз на самом деле выезжал на строящийся мост, реально подламывалась шпала, и бревно в кадре хрустит по-настоящему. Паша, про которого я уже говорил, сказал, что на метр он спокойно проедет в пустоту. За бутылку. Я его спросил: а на два? Он подумал и говорит: две бутылки. Проехал. Вся группа в ужасе на это смотрела.

- Мы все про паровозы, а у вас же там любовный треугольник, немецкая девушка, русская девушка. Кто победил - наша?

- Пусть об этом все узнают в кино. Вообще-то Край в определенной степени продолжение Пленного . Кто такой враг? Почему мы начинаем ненавидеть друг друга, скажем, из-за национальности? И только какие-то экстремальные обстоятельства заставляют людей объединяться.

- По многим слагаемым фильм очень подходит для Берлинского фестиваля. Немецкая актриса на экране, военная тема, постановочный размах.

- В прошлом году в Берлин мы просто не успели. Думаю, попав сейчас в основную программу Торонто, наша картина обеспечит себе прокат на Западе. Там огромный кинорынок. У Края по расписанию пять только официальных показов. У нас уже сейчас есть предложения по дистрибуции картины от зарубежных компаний. После Торонто будет фестиваль в южнокорейском Пусане, где самый большой азиатский кинорынок. Мне это все очень интересно, потому что фестивальные конкурсы я уже знаю, проходил. Любопытно посмотреть, как работает фестивальный бизнес.

- У вас же была история, когда сюжет Пленного купили американцы. Они что-то сделали с ним?

- Вроде нет пока. Они хотели переделать, чтобы пленный был иракским солдатом, а конвоиры - американскими. Еще права на ремейк Прогулки купили две компании.

- Это приносит вашей студии Рок деньги?

- Небольшие. Мне в данном случае не цена интересна, а то, что сюжет переносится в другую среду. Мы с Дуней Смирновой - она была автором сценария Прогулки - изначально думали сделать с этим сюжетом десять фильмов в десяти странах.

- С Дуней будете и дальше сотрудничать?

- Я совершил огромную ошибку, когда-то вернув ей сценарий фильма Связь со словами: хочешь, сама снимай. Думал, что получу по башке и ответ нет . А она сказала да . Так я потерял ее как сценариста. Очень жаль, мне с ней было не то что комфортно - ругались мы всегда, но по делу, - мы понимали друг друга во всех противоречиях. И что-то всегда выдумывалось интересное.

- Она же фактически ваша ученица. Когда-то вы ее, совсем не имевшую опыта, пригласили на фильм Последний герой .

- У нее очень хорошая голова. Учить ее в нашем тандеме я, конечно, мог Но учеба шла в работе и спорах. Я ей сразу сказал, что она изменится и очень сильно, если станет режиссером.

- То есть убийцей , по версии Дуниного отца.

- Да. На самом деле это так. Когда ты переходишь в это качество, у тебя мозги меняются.

- А во ВГИКе вы чему учите?

- Я поставил условие, что в моей мастерской будут учиться и игровому, и документальному кино. Соответственно учебные работы будут снимать в двойном объеме. Режиссер должен владеть всей палитрой. В конце концов, последние пару десятилетий лучшие игровые картины на мировые фестивали поставляют документалисты. И у наста же тенденция - Сокуров, Лозница, Дворцевой.

- Вы тоже. Не собираетесь возвращаться к документалистике?

- Я бы точно хотел снять две картины. Считаю, что это безобразие: нет фильма о Петре Наумовиче Фоменко. Для истории необходимо его снять. Но это очень сложно. Он не хочет сниматься, не пускает на репетиции. Ни в какую. Говорит, актеры будут думать только о том, как бы сняться у вас в кино... Второй - Валерий Гергиев. Мы, кстати, сейчас затеваем вместе с Мариинским театром несколько документальных серий. Это мой продюсерский проект. А Гергиев для меня человек-загадка. Я не понимаю, что это за уникальная энергия, которой он обладает. Вот его помощник звонит: Гергиев сегодня прилетает в Питер, будет дирижировать Пиковой дамой , после спектакля ждет вас. Я на самолет, с самолета в театр. Ау него в этот день был еще концерт в Амстердаме или Израиле, не помню. Он прилетел из аэропорта, дирижировал оперой, которая идет четыре часа. Я подхожу к кабинету, там человек пятьдесят. Ночь. Прием длится до четырех. Он говорит: я голодный, как черт. Идем в ресторан. С нами еще человек двадцать. Выходим, рассвет. Он прыгнул в машину и улетел, предположим, в Нью-Йорк.

- Как такого снимать?

- Ну так это же и интересно.

- Недавно перевыпустили вашего Последнего героя к двадцатой годовщине гибели Цоя. Ведь у вас есть замысел игрового фильма про водителя, сбившего певца.

- Это пока еще очень приблизительно. Интересно снимать про то, что мне самому непонятно. С помощью кино я пытаюсь в этом разобраться. Даже когда снимал фильм Рок , в Цое я не видел лидера, человека-легенду Гребенщиков был лидером уж точно, Шевчук... А Цой был просто очень-очень популярным. В нем была какая-то магия, которая еще не раскрыта. Возник замысел сделать кино про Цоя, но без Цоя. Когда он погиб, я ездил на место аварии, общался со следователем. Водителя этого, правда, не видел. Но что вышло: человек вел Икарус и не знал, может быть, кто такой Цой. Вдруг в него врезается чья-то машина, Икарус переворачивается, водитель выбирается из него - и его жизнь стой поры идет совсем иначе. Мне интересно, как Цой влияет на тысячи людей. До сих пор. Еще меня интересует последний путь Цоя, когда его гроб в сопровождении всех близких из Латвии ехал в Петербург, тогда еще Ленинград. На этом пути взаимоотношения людей могут быть очень интересными. Замыслов много.

- Известно, что есть еще у вас история про публичный дом на русском Севере, где во время войны обслуживались солдаты союзников. Будете снимать?

- Ну, это любимая история. Такое кино точно должно быть масштабным, с обязательным набором хороших иностранных актеров. Вот прогремит фильм Край за рубежом, и тогда с некой голливудской компанией начнем снимать. Шучу.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интервью со звездой:

News image

Турчинский и Воля ушли из Смеха без правил

Павел Воля и Владимир Турчинский больше не будут вести юмористическое шоу Смех без правил на ТНТ. По некоторым данным, их заменят Алексей Смирнов ...

News image

Лера Кудрявцева: «Стервой меня считают ошибочно»

Не так давно ведущей Муз-ТВ Лере Кудрявцевой позвонила сама Алла Пугачева и пригласила вести «Песню года» вместе с Сергеем Лазаревым. И тогда Лера в...

News image

Антон Комолов

Действующее лицо: Антон Комолов Дата рождения: 4 апреля 1976 года (Овен) Место рождения: Москва Образование: Московский государственный тех...

Авторизация

Каталог телекомпаний:

News image

РЕН

Телеканал РЕН (читается [рэн]) — российский федеральный телеканал. Основной актив компании «Медиа-холдинг РЕН ТВ». С 1997 по 2006 год назывался «R...

News image

НТВ

ОАО «Телекомпания „НТВ“» — общероссийская телекомпания, начавшая вещание в 1993 году. Аудитория НТВ в России превышает 120 миллионов человек. Телеканал НТ...

News image

Первый канал. Всемирная сеть

ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть» (ПКВС) —дочернее предприятие «Первого канала», отвечает за распространение телевизионного сигнала Первого канала за пределами России, та...

Люди телевидения:

News image

Дроздов, Николай Николаевич

Никола й Никола евич Дроздо в (20 июня 1937, Москва) — профессор МГУ, доктор биологических наук, ведущий телепередачи «В мире жи...

News image

Гузеева, Лариса Андреевна

Лари са Андре евна Гузе ева (23 мая 1959, Оренбургская область, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, за...

News image

Леонид Якубович

Леонид Якубович родился в Москве. Еще учась в школе, он записался в экспедицию по Восточной Сибири. Вернуться к началу занятий не...