Персоналии - Интервью с представителями телевидения
Алексей Учитель: Режиссер должен быть одержимым. Чтобы все нар площадке понимали: ими руководит монстр, который может посмотреть или сказать так, что мурашки по коже, и лучше не возражать
Новый фильм Алексея Учителя Край выдвинут от России на премию Оскар . Его премьера состоялась недавно на фестивале в Торонто, который обслуживает североамериканский кинорынок, считающийся лучшей стартовой площадкой для мирового проката. А сейчас начинается и российский прокат картины. До какого края может дойти в своей профессии режиссер, Итогам рассказал Алексей Учитель.
- Съемки Края , говорят, прославились нештатными ситуациями. Подтверждаете?
- Самый эффектный случай приключился в последний съемочный день. Май месяц, радостное настроение, снимаем ерунду. Машков протирает стекло, нам нужен был план через окно. Залезли на паровоз с камерами, кабели по рельсам тянутся. У всех предчувствие, что сейчас польется шампанское. Паровоз стоял под откос, на тормозах, и его как-то подперли башмаками. Вдруг он пошел по наклону, набирая скорость. А дальше был крутой поворот, то есть мы бы на нем вылетели с рельсов. Народ заорал, кабели оборвались. Кто-то уже начал выпрыгивать. И вскакивает к нам на ходу машинист Паша, он у нас был главным по всем паровозным делам, двухметрового роста, вечно в промасленном чем-то, уникальный человек. Остановил. Потом он сказал, если бы еще секунд десять - и все, необратимо.
- Вы человек камерный, эстетский. Масштаб событий всегда на уровне человека оставляете. Откуда вдруг эти гонки на паровозах?
- Вы думаете, здесь по-другому? Паровозы, конечно, дают постановочный размах. Но история тонкая, психологическая. В ней поворот не один, скажем, или два, а много очень интересных коллизий. Она для меня другая только в смысле масштабности съемок. И я мечтал об этом давно. Не потому, что мне хочется громоздкое кино снимать и бюджеты осваивать, а чтобы соединить масштаб и психологию. Чтобы была возможность ставить по-другому кадр, свободнее решать свои задачи и делать все по-настоящему - чтобы выглядело предельно документально. Но если вспоминать, с чего все началось, то это было мое знакомство с Александром Гоноровским. Первые на Луне сняты по его сценарию.
- Он принес вам готовую историю?
- Нет. Он принес страничку, и там - короткие предложения. Каждое уже как кино. Я выбрал две строчки. Гонки на паровозах - этого я ни в одном фильме не видел. И еще: молодая немка не знает, что все эти годы шла война. Вот с этих двух предложений он начал писать сценарий. Возникла замечательная история. С характерами, страстями, любовным треугольником. Она всех завела. С Машковым я до этого не работал, но мы общались. Позвонил ему и говорю: есть интересный сценарий. А он: передай через агента. Я немного покоробился, но послал. И приготовился ждать неделю-две. Через три часа - ответный звонок. Володя сказал, что готов. Единственное условие, которое я поставил, - сделать в этой роли нечто абсолютно другое, чем раньше.
- Об этом, наверное, любой актер мечтает?
- А может, и не любой. Для этого требуется огромное усилие. Надо преодолеть типажность, наработанные узнаваемые приемы. Машков полгода готовился к съемкам. Пересмотрел кучу военных фильмов. Поработал над телом не в смысле наращивания мышц, а чтобы стать сухощавым, человеком того времени. Когда были первые пробы, мы решили, что в фильме он будет коротко, почти наголо стриженным. Он говорит: давай я пойду постригусь. Я ему: полгода еще до съемок, зачем? А он побежал в первую попавшуюся парикмахерскую.
- Да уж, Машков по-прежнему чумовой парень.
- Чумовой. Но не только. Для меня он открылся совершенно с иной стороны. Он сидел на площадке и даже на выходные никуда не выезжал. Говорил, если пообщается с кем-то, сразу выйдет из этого состояния. Мы закончили съемки в мае прошлого года. Столько времени прошло, а он нигде не снялся. Говорит, не могу. Он очень отдается роли. Сильная эмоциональная отдача, конечно, требует потом сильного эмоционального прихода. А это могут дать только зрители. Им могу с уверенностью сказать: такого Машкова не было. И это лучшая его роль в кино.
- У него был дублер?
- Были, конечно, дублеры. Но сам он отказывался от них. И когда паровозом управлял, и когда с моста прыгал, а в реке Вуоксе страшное течение оказалось. Вода холодная, восемь градусов. Он должен был по команде приостановиться, и его в этот момент ловили. А Володя не услышал команды стоп - вода грохотала сильно. И проплыл дальше, а там пороги, камни... Наши каскадеры вытащили. А мы с Клименко стояли у камеры, ничего этого не замечая. Я еще крикнул сверху: почему так долго? Ведут Володю. Мокрый, в одеяле. Говорю: было неплохо, но надо еще. И вместо того чтобы сказать: Пошел ты... , он через пять минут был готов.
- Экий вы такой безжалостный...
- Но я же не знал об этой ситуации. Хотя... Если бы даже мне сказали, все равно попросил бы повторить. Это профессия.
- Я как-то прочитала ваши слова: ради фильма я готов на все.
- Все - это, конечно, условно. Но режиссер на съемках становится другим человеком. Иногда случаются даже перегибы.
- О, с этого места поподробнее.
- Ну, эти подробности не мне рассказывать. Держать в тонусе 150 человек много месяцев подряд очень непросто. Им тяжело: надо рано вставать, спать мало, ни семьи, ни близких не видеть. Режиссер должен быть одержимым. Чтобы все на площадке понимали: ими руководит монстр, который может посмотреть или сказать так, что мурашки по коже, и лучше не возражать. Это очень важно. Андрей Сергеевич Смирнов на съемках фильма Дневник его жены (я тогда был еще начинающим режиссером в игровом кино, а Смирнов играл у меня Бунина) мне сказал: запомните, режиссеры - это убийцы. Не буквально, конечно. Если в режиссере не будет одержимости, он не получит результата на экране - это раз, людей не удержит - это два. Действительно, никто ни в коем случае не должен почувствовать твоей неуверенности. Вот на съемках Края была сцена пожара в бане. Долго к ней готовились. Оттуда должны были выбежать двое. Один - Женя Ткачук, молодой актер. Будет звездой, я уверен. И с ним из массовки женщина. Почти обнаженные должны были выбегать из огня. Ну, массовку построили, объясняем задачу. Ночь, мороз сильный к тому же. Спрашиваем: желающие есть? В массовке было человек пятьдесят. Все сделали шаг вперед. Все.
- Что же это за массовка у вас была такая?
- Гениальная. Ей первой я написал отдельное спасибо в титрах. Мы ее собирали полгода.
- В фильме много спецэффектов?
- Компьютер, безусловно, применялся. Но гонки паровозов сделаны без дорисовки. Есть кадр, когда паровоз проскакивает мост, который за ним рушится. Там смесь монтажа и дорисовки. Но паровоз на самом деле выезжал на строящийся мост, реально подламывалась шпала, и бревно в кадре хрустит по-настоящему. Паша, про которого я уже говорил, сказал, что на метр он спокойно проедет в пустоту. За бутылку. Я его спросил: а на два? Он подумал и говорит: две бутылки. Проехал. Вся группа в ужасе на это смотрела.
- Мы все про паровозы, а у вас же там любовный треугольник, немецкая девушка, русская девушка. Кто победил - наша?
- Пусть об этом все узнают в кино. Вообще-то Край в определенной степени продолжение Пленного . Кто такой враг? Почему мы начинаем ненавидеть друг друга, скажем, из-за национальности? И только какие-то экстремальные обстоятельства заставляют людей объединяться.
- По многим слагаемым фильм очень подходит для Берлинского фестиваля. Немецкая актриса на экране, военная тема, постановочный размах.
- В прошлом году в Берлин мы просто не успели. Думаю, попав сейчас в основную программу Торонто, наша картина обеспечит себе прокат на Западе. Там огромный кинорынок. У Края по расписанию пять только официальных показов. У нас уже сейчас есть предложения по дистрибуции картины от зарубежных компаний. После Торонто будет фестиваль в южнокорейском Пусане, где самый большой азиатский кинорынок. Мне это все очень интересно, потому что фестивальные конкурсы я уже знаю, проходил. Любопытно посмотреть, как работает фестивальный бизнес.
- У вас же была история, когда сюжет Пленного купили американцы. Они что-то сделали с ним?
- Вроде нет пока. Они хотели переделать, чтобы пленный был иракским солдатом, а конвоиры - американскими. Еще права на ремейк Прогулки купили две компании.
- Это приносит вашей студии Рок деньги?
- Небольшие. Мне в данном случае не цена интересна, а то, что сюжет переносится в другую среду. Мы с Дуней Смирновой - она была автором сценария Прогулки - изначально думали сделать с этим сюжетом десять фильмов в десяти странах.
- С Дуней будете и дальше сотрудничать?
- Я совершил огромную ошибку, когда-то вернув ей сценарий фильма Связь со словами: хочешь, сама снимай. Думал, что получу по башке и ответ нет . А она сказала да . Так я потерял ее как сценариста. Очень жаль, мне с ней было не то что комфортно - ругались мы всегда, но по делу, - мы понимали друг друга во всех противоречиях. И что-то всегда выдумывалось интересное.
- Она же фактически ваша ученица. Когда-то вы ее, совсем не имевшую опыта, пригласили на фильм Последний герой .
- У нее очень хорошая голова. Учить ее в нашем тандеме я, конечно, мог Но учеба шла в работе и спорах. Я ей сразу сказал, что она изменится и очень сильно, если станет режиссером.
- То есть убийцей , по версии Дуниного отца.
- Да. На самом деле это так. Когда ты переходишь в это качество, у тебя мозги меняются.
- А во ВГИКе вы чему учите?
- Я поставил условие, что в моей мастерской будут учиться и игровому, и документальному кино. Соответственно учебные работы будут снимать в двойном объеме. Режиссер должен владеть всей палитрой. В конце концов, последние пару десятилетий лучшие игровые картины на мировые фестивали поставляют документалисты. И у наста же тенденция - Сокуров, Лозница, Дворцевой.
- Вы тоже. Не собираетесь возвращаться к документалистике?
- Я бы точно хотел снять две картины. Считаю, что это безобразие: нет фильма о Петре Наумовиче Фоменко. Для истории необходимо его снять. Но это очень сложно. Он не хочет сниматься, не пускает на репетиции. Ни в какую. Говорит, актеры будут думать только о том, как бы сняться у вас в кино... Второй - Валерий Гергиев. Мы, кстати, сейчас затеваем вместе с Мариинским театром несколько документальных серий. Это мой продюсерский проект. А Гергиев для меня человек-загадка. Я не понимаю, что это за уникальная энергия, которой он обладает. Вот его помощник звонит: Гергиев сегодня прилетает в Питер, будет дирижировать Пиковой дамой , после спектакля ждет вас. Я на самолет, с самолета в театр. Ау него в этот день был еще концерт в Амстердаме или Израиле, не помню. Он прилетел из аэропорта, дирижировал оперой, которая идет четыре часа. Я подхожу к кабинету, там человек пятьдесят. Ночь. Прием длится до четырех. Он говорит: я голодный, как черт. Идем в ресторан. С нами еще человек двадцать. Выходим, рассвет. Он прыгнул в машину и улетел, предположим, в Нью-Йорк.
- Как такого снимать?
- Ну так это же и интересно.
- Недавно перевыпустили вашего Последнего героя к двадцатой годовщине гибели Цоя. Ведь у вас есть замысел игрового фильма про водителя, сбившего певца.
- Это пока еще очень приблизительно. Интересно снимать про то, что мне самому непонятно. С помощью кино я пытаюсь в этом разобраться. Даже когда снимал фильм Рок , в Цое я не видел лидера, человека-легенду Гребенщиков был лидером уж точно, Шевчук... А Цой был просто очень-очень популярным. В нем была какая-то магия, которая еще не раскрыта. Возник замысел сделать кино про Цоя, но без Цоя. Когда он погиб, я ездил на место аварии, общался со следователем. Водителя этого, правда, не видел. Но что вышло: человек вел Икарус и не знал, может быть, кто такой Цой. Вдруг в него врезается чья-то машина, Икарус переворачивается, водитель выбирается из него - и его жизнь стой поры идет совсем иначе. Мне интересно, как Цой влияет на тысячи людей. До сих пор. Еще меня интересует последний путь Цоя, когда его гроб в сопровождении всех близких из Латвии ехал в Петербург, тогда еще Ленинград. На этом пути взаимоотношения людей могут быть очень интересными. Замыслов много.
- Известно, что есть еще у вас история про публичный дом на русском Севере, где во время войны обслуживались солдаты союзников. Будете снимать?
- Ну, это любимая история. Такое кино точно должно быть масштабным, с обязательным набором хороших иностранных актеров. Вот прогремит фильм Край за рубежом, и тогда с некой голливудской компанией начнем снимать. Шучу.
Читайте: |
---|
Интервью со звездой:
Турчинский и Воля ушли из Смеха без правилПавел Воля и Владимир Турчинский больше не будут вести юмористическое шоу Смех без правил на ТНТ. По некоторым данным, их заменят Алексей Смирнов ... |
Лера Кудрявцева: «Стервой меня считают ошибочно»Не так давно ведущей Муз-ТВ Лере Кудрявцевой позвонила сама Алла Пугачева и пригласила вести «Песню года» вместе с Сергеем Лазаревым. И тогда Лера в... |
Антон КомоловДействующее лицо: Антон Комолов Дата рождения: 4 апреля 1976 года (Овен) Место рождения: Москва Образование: Московский государственный тех... |