Телевидение - История появления телевидения
Удивление вытеснило в нем все другие чувства - на экране появились очертания человеческой руки; пальцы ее были чуть пригнуты к ладони, потом быстро распрямились, и движение это было бесконечно женственным. Рука на экране повернулась, секунду помедлила и исчезла из виду, и снова перед его глазами мерцал пустой экран, и только неудержимо колотилось сердце . Была, была рука. Не подруги Дэви Мелори - Вики Уоллес из романа Митчелла Уилсона. Первым изображением, ожившим на телевизионном экране, была рука Лидии Грабовской - жены Бориса Грабовского. Первый в мире след от руки человека, на экране полностью электронной телевизионной системы, на самом деле оказался русским.
Эта статья о Борисе Павловиче Грабовском, одном из пионеров электронного телевидения, который жил в нашем городе. Именно ему, в далёком 1928 году в Ташкенте, удалось впервые в мире продемонстрировать действующую, полностью электронную, систему телевидения.
Перелистывая старые журналы прошедшего века, возникает ощущение путешествия во времени. Движение руки и ты уже в 1907 году. Миллионы телезрителей, сидящих у своих уже не “голубых”, а многоцветных экранов, размеры которых становятся с каждым годом все больше, а толщина все меньше, даже не подозревают о значении этой даты в длинной исторической родословной любимого ящика или панели со светящимся экраном.
А в далёком 1907 году, ровно 100 лет назад, был дан старт в реальной “гонке изобретателей и ученых”, в той области, которая сейчас называется “Электронное телевидение”. До финиша добрались далеко не все…
Достаточно долго, пожалуй, до 60-х годов имя Грабовского было незаслуженно забыто. Вспомнили о нём благодаря роману известного популяризатора науки, писателя Митчелла Уилсона, различным юбилейным датам, энергии друзей и соратников по работе над его главным изобретением - “телефотом”. С быстрым развитием интернета интерес и дискуссии вокруг изобретений в области электронного телевидения заметно оживились. Вокруг работ Грабовского возникло много противоречивых мифов и не точностей. Жаль, что многие факты о Б.П.Грабовском так заметно искажаются, особенно это заметно, когда за техническую тематику берутся не специалисты в рассматриваемой технической области, а журналисты и другие ”творческие работники”, слабо представляющие как эта техника работает. Сравните, например, статью - ”Так рождалось дальновидение”, написанную сценаристом А.М.Рохлиным, в которой есть глава о Грабовском (с большим количеством неточностей), и статью, написанную специалистом по ТВ технике В.А. Урваловым или с автобиографией Грабовского. И это не единичный пример “творчества” по слухам и “мотивам”, например:
http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4626,
http://www.argumenti.ru/publications/1520 ,
http://is.park.ru/doc.jsp?urn=9158695
Чтобы разобраться во всём этом потоке противоречивой информации пришлось обратиться к архивному делу Б.П.Грабовского, которое хранится в Государственном архиве р. Узбекистан в Ташкенте. Как оказалось, архив довольно большой и в нём нашлись ответы на многие вопросы.
Но, для начала, пролистаем краткую хронологию наиболее заметных событий в ранней истории электронного телевидения, в которой главная роль досталась вакуумным электронно-лучевым трубкам (ЭЛТ) и радиолампам.
25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг (1869-1933) подал заявку на способ использования трубки Брауна (Braun K.F., 1850-1916, лауреат Нобелевской премии 1909г.) для приема телевизионного изображения. Б.Л.Розинг. “Способ электрической передачи изображения”. Привилегия № 18076 от 25 июля 1907 г. В 1908, 1909 и 1910 годах им были получены патенты в Англии, Германии и России.
Возможно первым, предложившим идею полностью электронного телевидения на ЭЛТ, был Алан Арчибальд Кембелл-Суинтон (Swinton A.A.C. 1863-1930). Он описал общие принципы построения телевизионной системы на основе ЭЛТ, как в передатчике, так и в приёмнике, в июньском журнале “Nature” в 1908 г. Но, у него была только идея, а не техническая реализация. Предложенная им конструкция фотоприёмника из множества платиновых волосков, вплавленных в стекло, мало осуществима и в наши дни.
9 мая 1911 года Б.Л. Розингом был продемонстрирован потрясающий опыт. На крошечном экранчике ЭЛТ появилось неподвижное изображение из четырех бледных полос на черном фоне. В те годы это было большим достижением, ламповые усилители впервые научились делать как раз в 1911 году.
Схема построения аппаратуры, с помощью которой Б. Л. Розинг произвел в 1911 г. передачу неподвижной решетки, отличалась тем, что в качестве приёмного устройства применялась электронно-лучевая трубка, а на передающей стороне использовался анализатор с оптико-механическим разложением изображения. Небольшое отступление, Борис Львович Розинг приступил к работе над проектом «электрической телескопии» (так он называл свою систему дальновидения) еще в 1902 году. Его система заметно отличалась от устройств, предложенных М. Вольфке и О.А. Адамяном. Если последние пытались применить в своих системах газоразрядные трубки (Гейслера, Брауна), то Розинг модифицировал газонаполненную трубку Брауна, предложив вакуумную ЭЛТ, которая, естественно видоизменившись со временем, сохранилась вплоть до наших дней.
Первый шаг в реальном, еще не полностью электронном телевидении, был сделан. Вот только годы для дальнейших шагов были не совсем подходящие. Первая мировая война и революция в России. Было как-то не до телевидения, особенно для российских ученых и изобретателей. Между тем работы в области “дальновидения” или “электронной телескопии” продолжались, можно упомянуть, например, француза Ж.Валанси (1922-1923), немца М.Дикмана (1924г.), американцев Ф.Фарнсуотера, К.Сабба, В.К.Зворыкина. Конечно, более востребована тогда была радиосвязь и развитие радиотелеграфии непосредственно отражалось на процессе создания проектов дальновидения. Для того, чтобы наладить радиотелеграфную связь в армии (в те годы радио использовалось исключительно для военных целей), требовались заводы для производства радиоаппаратуры, научно-исследовательская работа в этой области, специалисты. Ещё, в 1900 году в Кронштадте была организована мастерская для производства и ремонта приборов беспроводной связи. В 1911 году мастерская была переведена в Петербург и стала называться «Радиотелеграфное депо морского ведомства». Радиоаппаратуру начинают изготовлять не только в Петрограде, но и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Так постепенно создавалась инфраструктура, которая способствовала становлению и телевизионного направления. Например, в Кронштадтской мастерской изготовлялись детали для «телефота» А.А. Полумордвинова, в военных училищах преподавали Б.Л. Розинг и К.Д. Перский, Высшую военную электротехническую школу оканчивают в годы Первой мировой войны М.А. Бонч-Бруевич, В.К. Зворыкин и Л.С.Термен, сыгравшие впоследствии выдающуюся роль в развитии телевизионной техники. К списку известных специалистов, занимавшихся проблемами электронного телевидения в те годы в Советской России, можно добавить А.А.Чернышова, Б.А.Рчеулова, А.П.Константинова, С.И.Катаева и др. Электронное телевидение только зарождалось и ему приходилось жёстко конкурировать с механическими системами. Например, с диском Нипкова, которые уже работали в радио-эфире.
Профессор Б.Л.Розинг вернется к своим работам только в 1924 г. вернувшись в Петроград. С 1924 года он начинает работать над проблемами дальновидения в центральной экспериментальной электротехнической лаборатории ВСНХ. С упоминанием ЦБРИЗ ВСНХ мы ещё встретимся чуть позже, с ней связан один странный эпизод в истории телевидения. Осенью 1925 года Б.Л. Розинг впервые знакомится в Ленинграде с Б.П.Грабовским, соавторами и его изобретением – полностью электронной телевизионной системой - “телефот”.
Кстати, само название Теле-Фот (по-гречески теле - далеко, фот - свет) было придумано не Грабовским. Впервые, применительно к системам “дальновидения” этот термин использовал инженер-электрик А.А.Полумордвинов, который с 1898-1899 годов и почти до конца своих дней (1943г.) трудился над созданием собственного проекта механического ТВ аппарата для передачи движущегося цветного изображения на расстояние, названного им до изобретения Грабовского - «телефот».
Розинг ясно увидел заметное отличие изобретения Грабовского, Пискунова, Попова от собственного проекта и проекта Кемпбелла-Суинтона:
– Дорогие вы мои... Да вы сами-то понимаете, до чего додумались? .
В кабинет, где сидела тройка молодых изобретателей, заглядывала изумленная жена Розинга. Борис Львович, не склонный к столь бурным проявлениям восторга, обнимал и целовал странных посетителей — смахивавшего на купца здоровяка, щеголеватого инженера и еще одного, утонувшего в огромных сапожищах.
- Завтра патентовать!
Сделали, как велено - 9 ноября 1925 года в Комитет по делам изобретений и открытий СССР, находившийся в Ленинграде, поступили описание и схема предложенной Грабовским конструкции. Заявителям вручили свидетельство № 4899. Три года в Комитете сверяли заявку со всем, что было сделано до тех пор в мировой технике в этой области. Но, только 1928 году был выдан патент на аппарат для электрической телескопии системы Грабовского, Пискунова и Попова. Основной патент № 5592 (от 30 июня 1928г.), заявочное свидетельство от 9 ноября 1925 г. № 4899 и дополнительный патент №16773 (с приоритетом от 9 ноября 1925 г.) на соавторство с Белянским). Проект радиотелефота был составлен весьма тщательно и подробно. На его детальность указывал и Б. Л. Розинг.
Читайте: |
---|
Интервью со звездой:
Турчинский и Воля ушли из Смеха без правилПавел Воля и Владимир Турчинский больше не будут вести юмористическое шоу Смех без правил на ТНТ. По некоторым данным, их заменят Алексей Смирнов ... |
Лера Кудрявцева: «Стервой меня считают ошибочно»Не так давно ведущей Муз-ТВ Лере Кудрявцевой позвонила сама Алла Пугачева и пригласила вести «Песню года» вместе с Сергеем Лазаревым. И тогда Лера в... |
Антон КомоловДействующее лицо: Антон Комолов Дата рождения: 4 апреля 1976 года (Овен) Место рождения: Москва Образование: Московский государственный тех... |